Законодательная техника Украины
Создание правового государства, установление режима правопорядка в стране предполагает, прежде всего, наличие совершенных законов.
Закон - это есть основной правовой акт, издаваемый законодательным (и представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.
Законодательная (нормотворческая) техника — это совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов.
Нормативный акт — литературное произведение особого рода, имеющее свои
характерные черты и особенности, определяемые назначением права в общественной жизни, — быть властным регулятором общественного отношения.
Для подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов используется законодательная техника.
Правила законодательной техники разнообразны, но общая идея — создать наилучшие условия и максимальные удобства для правильного толкования и применения нормативного акта, достичь полноты, точности, доступности и компактности правовых положений.
Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии ( Конституция Украины ).
В соответствии с Законом Украины «О всеукраинском и местном референдумах», референдум — это способ принятия гражданами Украины путем голосования законов Украины, иных решений по важным вопросам общегосударственного и местного значения.
Законы, иные решения, принятые всеукраинским референдумом, имеют высшую юридическую силу по отношению к законодательным актам Верховного Совета Украины, Верховного Совета Республики Крым, нормативным актам Президента Украины, Кабинета Министров Украины, высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти Республики Крым, подзаконным актам министерств и ведомств Украины и Республики Крым, решениям местных Советов народных депутатов. Решения, принятые местным референдумом, имеют высшую юридическую силу по отношению к решениям Советов народных депутатов, на территории которых он проводится.
В Украине к основным стадиям законотворчества относятся:
- Законодательная инициатива;
- Обсуждение законопроекта;
- Принятие закона;
- Обнародование закона.
Законодательная инициатива является предусмотренным ст.93 Конституции Украины правом определенных субъектов (Президент Украины, народные депутаты Украины и Кабинет Министров) внести для рассмотрения в Верховную Раду Украины соответствующий законопроект (основная форма реализации законодательной инициативы), что порождает обязанность парламента рассмотреть этот законопроект в соответствии с предусмотренной процедурой.
Обсуждение законопроекта — в Верховной Раде Украины начинается после его включения повестку дня (утверждаемую Верховной Радой). Предварительно законопроект рассматривается в соответствующих (профильных) постоянных комитетах Верховной Рады, которые принимают решение о его готовности для обсуждения в парламенте. Эти комитеты дорабатывают законопроект в случае его неодобрения Верховной Радой в первом чтении (осуществляют его подготовку ко второму чтению). Обсудив законопроект Верховная Рада принимает решение о его одобрении в первом чтении (иное решение — законопроект отклоняется и направляется на доработку).
Принятие закона — осуществляется путем голосования: закон принимается большинством голосов от общего количества народных депутатов, изменение Конституции Украины требует не простого, а квалифицированного большинства голосов (принимается не менее 2/3 от общего количества народных депутатов Украины).
Принятый закон подписывает Председатель Верховной Рады Украины и передает его на подпись Президенту Украины (ст. 94 Конституции Украины ).
Подстадия стадии принятия закона — подписание закона Президентом Украины. Президент Украины подписывает закон в течение 10 дней со дня его получения. В этот срок он может воспользоваться правом отлагательного вето и возвратить Верховной Раде закон с замечаниями для его повторного рассмотрения. Закон, принятый при его повторном рассмотрении, президент Украины обязан подписать в течение 7 дней.
Обнародование закона — происходит, по общему правилу, путём его официального опубликования, т.е. опубликования в официальных печатных изданиях. Опубликованный закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования (ст. 94 Конституции Украины). Закон как и иной нормативно-правовой акт, который определяет права и обязанности граждан, не доведённый до сведения населения в порядке, установленном законом, является недействующим (ст. 57 Конституции Украины).
Кабинету Министров Украины в соответствии с Конституцией Украины принадлежит право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины.
В соответствии с Законом Украины «О Кабинете Министров Украины» Кабинет Министров Украины вносит проекты законов на рассмотрение Верховной Рады Украины в соответствии с требованиями Регламента Верховной Рады Украины .
Для представления в Верховной Раде Украины проекта закона, внесенного Кабинетом Министров Украины, Премьер-министр Украины определяет члена Кабинета Министров Украины. В порядке исключения, проект закона в Верховной Раде Украины может представлять заместитель министра, руководитель центрального органа исполнительной власти, не входящий в состав Кабинета Министров Украины.
Кабинет Министров Украины имеет право отозвать внесенный им на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона в порядке, определенном Регламентом Верховной Рады Украины.
Вновь сформированный Кабинет Министров Украины имеет право отозвать до принятия в первом чтении проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховной Рады Украины Кабинетом Министров Украины, полномочия которого прекращены.
Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".